"Тебе и мне нужна земля" – урок Лихачева
- Подробности
- Опубликовано: 22.04.2022 16:48
- Просмотров: 170
Человека создает земля. Без нее он ничто. Но и землю создает человек…
Д.С. Лихачёв
Я держу в руках книгу Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Письма о добром». К кому обращены эти письма? Кого представлял себе академик, когда писал их? Студента, старшеклассника, журналиста? Домохозяйку, озабоченную воспитанием детей? Школьную учительницу? А может, интеллигентного рабочего?
Для своих бесед с читателем академик избрал форму письма. Познакомиться с книгой поближе смогли учащиеся Романовской СОШ на уроке Лихачева в Библиотечном центре правовой и краеведческой информации МБУК ВР «МЦБ» им. М.В. Наумова.
«Письма о добром» - сборник мудрости, речь доброжелательного учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов.
Призвание книги – служить людям. В «Письмах о добром» речь идёт о начале добра, которым должны быть пронизаны все поступки человека, все его действия и помыслы. Добро по самой своей природе прекрасно, красота же несёт добро.
Подробнее мы остановились на 34-м письме академика, в котором поднимается проблема экологии.
В нем писатель рассуждает о нашем влиянии на природу. Лихачёв замечает, что она способна существовать с человеком только тогда, когда он "интеллектуален сам, бережет ее, не наносит ей непоправимого ущерба". И публицист абсолютно прав. Автор заостряет наше внимание на том, что люди и природа - две "культуры", в которых одна (человеческая) не может жить без другой.
Потому так необходима, по мнению Дмитрия Сергеевича Лихачёва, забота об экологии, ведь она составляет основу нашего существования в рамках окружающего мира.
Присутствующим на уроке ребятам, мнение автора о том, что «Человека создает земля. Без нее он ничто. Но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатств. От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться, расти и умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми…» оказалось очень близко.
Подытожив полученные на уроке знания, учащиеся признали, что у природы есть своя культура. Культура социальна. Социальность ее в том, что она может жить рядом с человеком, соседствовать с ним, если он в свою очередь бережет ее. Не хранить родную природу – это то же, что не хранить родную культуру. Она – выражение души народа. Чем более дика природа, тем острее и глубже ее сообщество с человеком.
Домашним заданием для ребят стало прохождение онлайн-викторины «Российские дни леса», с которым они легко справились.